- НОТНОЕ ПИСЬМО (НОТАЦИЯ)
- . Старейшими видами нотного п-а были вероятно различные буквенные тонописания (См.); весьма развитым буквенным тонописанием обладали древние греки (См. Греческая музыка). Нечто вроде музыкальной стенографии или скорописи представляли собой невмы (См.), употреблявшиеся для нотации католического богослужебного пения в средние века. Harne современное н. п. развилось постепенно из сочетания буквенного тонописания начала средних веков, ложно называемого григорианским (срв. Григорий), с невменным письмом, начиная с 1112-го века и до своей теперешней формы. Существенные услуги развитию нотного п. оказал Гвидо из Ареццо (См.), изобретатель современной системы нотных линий; но применение одной или двух линий с ключами (f и с) существовало еще до Гвидо. Применение знаков для обозначения ритмических длительностей развило в 12-м в. из "хорального" н. п-а и рядом с ним мензуральное н. п. (См.). 14-й век принес с собой тактовые обозначения (См.), наконец 17-й век тактовую черту, освободившую н. п. от сложных правил мензуральной теории. Наряду с вполне развившимся современным н-м п-м продержались вплоть до 18-го века, для органа и лютни, табулатуры (См.). Полную картину развития нашего н. п-а дает Риман в своих "Studien zur Geschichte der Notenschrift" (1878), а также "Notenschrift und Notendruck" (1896); "Histoire de la notation musicale" M. Люсси не есть самостоятельный труд. Виды н. п-а русского церковного пения: 1, древнейшее кондакарное (См. Кондакарь). 2, знаменное безпометное и беспризначное (См. Знамя, Крюки). 3, знаменное с пометами и признаками (См. Пометы). 4, демественное (См.) и его видоизменения путевое и казанское знамя (См.). 5, нотно-линейное квадратное для церковно-богослужебных книг на цефаутном ключе (См. Линейная система), и 6, новейшая общепринятая система. Весьма подробно и наглядно изложена история этих нотаций в соч. С. В. Смоленского: "O древне-русских певческих нотациях" (СПБ. 1901). (П.).
Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. Г. Риман, Ю.Д. Энгель. 1904.